В год полета в космос Юрия Гагарина львовский автобусный завод построил опытный экземпляр новой модели, сейчас бы это назвали “концепт-каром”. Многим он запомнился по фильму “Королева бензоколонки” своим удивительным дизайном.
Тогда конструкторы вдохновлялись космическими мотивами, но внешний вид автобуса вышел уникально безвременным. Спустя 30 лет, в 90-е, в эпоху расцвета “биодизайна”, фото его зализанных обводов кузова даже специалистами порой воспринимались как новая модель зарубежного производителя.
И даже сейчас, поставь на него пару современных элементов, вроде светодиодной оптики, ЛАЗ “Украина-1” будет выглядеть вполне футуристично и способен запутать немало знатоков автобусной техники.
Технические особенности
ЛАЗ “Украина” был сконструирован по последнему слову тогдашнего автостроения:
- безрамный (несущий) кузов вместимостью 36 сидячих мест;
- новейший двигатель от ЗИЛ-130 мощностью 150 л. с. разгонял автобус под 100 км/ч;
- 5-ступенчатая КПП с синхронизаторами упрощала работу водителя;
- пневмогидропривод тормозов (подобная система впоследствии была реализована лишь в 90-е на ЗИЛу “Бычке”);
- пневмоподвеска кузова;
- амортизаторы двойного (двухстороннего) действия;
- гидроусилитель рулевого управления.
Львовяне первыми в СССР поставили в салон вместо привычных полужестких сидений комфортабельные кресла, позаимствованные из пассажирской авиации. Тогда это было что-то немыслимое для наземного транспорта общего пользования.
Серия автобусов “Украина”
Автобус в массовое производство не пошел, но на его базе была последовательно разработана целая линейка опытных экземпляров со все возрастающим уровнем комфорта для пассажиров. Кроме первых, “Украина-1” и “Украина-2”, индексы моделям присваивались по году постройки:
- “Украина-66”;
- “Украина-67”;
- “Украина-69”;
- “Украина-71”;
- “Украина-73”;
- “Украина-75”.
Лучшей и наиболее совершенной из серии считается модель 1973 г. в. На неё уже планировалось ставить камазовский дизель, но с ним постоянно возникали накладки и конструкторы вынужденно ограничились двигателем от Урала, ЗИЛ-375, развивавшего мощность 180 л. с.
Но лучшей модель стала не по техническим параметрам, а по уровню комфортабельности салона, вполне сопоставимого с нынешними междугородними или туристическими автобусами люкс-класса. Судите сами, автобус был оснащен:
- гардероб;
- буфет-бар;
- холодильник;
- газовая плита;
- кофеварка;
- туалет;
- помещение для стюардессы;
- 2 телевизора;
- магнитофон;
- радиоприемник;
- климат-контроль!!! (в тогдашней документации он назван “системой контроля и поддержания температуры воздуха в салоне”, в те времена термина “климат-контроль” просто не существовало, но функции выполнялись именно его. А учитывая индивидуальный и регулируемый подвод воздуха к каждому пассажирскому месту, его вполне можно назвать многозонным);
- индивидуальное освещение пассажирских мест (в современных легковых авто это называется “подсветка/лампа для чтения” и присутствует далеко не в каждой комплектации).
Сравнительно с современными разве что Wi-Fi и спутниковое ТВ отсутствует, по вполне понятным причинам, но и в наши дни они не всех автобусах имеются.
В качестве итогов
Естественно, такие автобусы в серию не пошли и пойти не могли. Советская промышленность транспортной телевидеоаппаратуры и бытовой техники серийно не производила и даже на бытовую был хронический дефицит, оснащать серийные автобусы было просто нечем. Но проблемы с комплектацией были половиной беды.
Важнее другое, тогдашняя власть сочла автобусы слишком комфортабельными для простого советского человека, имевшего такой набор быттехники далеко не в каждом доме или квартире. И тратить ресурсы на “развращение” населения элементами роскоши (по тем понятиям) – в СССР это было на грани идеологической диверсии, допустить которую власть никак не могла.
Судьба опытных образцов неизвестна, вероятнее всего, были порезаны на металлолом. Впрочем, и сам ЛАЗ, бывший в 80-е крупнейшим в мире производителем автобусов, закончил свою историю столь же печально – в 2019 году прошла информация о сносе производственных зданий и корпусов завода, на чем историю львовского автобусного завода можно считать закрытой.